Как перейти на дистанционное обучение

Анна Вавилова

Анна Вавилова, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики», к. ю. н.

Виктория Ярцева

Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование

Если региональный орган власти распорядился прекратить уроки в школе из-за коронавируса, переведите детей на дистанционное обучение. Читайте, какие документы принять, какие ресурсы потребуются и как оценивать результаты. Чтобы проверить, готова ли школа перейти на дистанционное обучение, используйте чек-лист. Скачивайте памятки для учителей, родителей и детей.

Какие документы принять для дистанционного обучения

Издайте приказ о переходе на дистанционное обучение. Установите ответственного за удаленное взаимодействие. Например, поручите каждому классному руководителю отвечать за дистанционное обучение в его классе.

Образец

  Приказ о переходе на дистанционное обучение в школе

Распорядитесь, чтобы внесли изменения в рабочие программы по предметам. В них надо отразить, что образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий. Учителя должны так распланировать электронные занятия, чтобы не нарушить требования СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения технических средств. Подробности – в таблице.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятии

Вид непрерывной деятельности

Время деятельности в зависимости от класса, мин.

1–2-й класс

3–4-й класс

5–7-й класс

8–11-й класс

Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения

10

15

20

25

Просмотр телепередач

15

20

25

30

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

15

20

25

30

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

15

15

20

25

Прослушивание аудиозаписи

20

20

25

25

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

10

15

20

25

Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.

Поручите учителям составить расписание занятий по каждому предмету для всех классов. Минпросвещения рекомендует сократить время электронного урока до 30 минут (п. 3.2 методических рекомендаций Минпросвещения от 20.03.2020).

Закрепите особенности организации дистанционного обучения в локальном акте - одном или нескольких. Например, общие положения об электронном обучении закрепите в одном акте, а детали дистанционного обучения – в другом. Используйте готовые образцы.

Образцы

 Положение о дистанционном обучении в школе

 Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий

Поручите заместителю директора по УВР проинформировать родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводите текущий и итоговый контроль, консультации. Для этого вывесите приказ о дистанционном обучении и дополнительную информацию на сайте школы, информационном стенде около входа.

Минпросвещения рекомендует взять с родителей заявление на обучение с использованием дистанционных технологий. Законодательство не обязывает это делать, так как дистанционка – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Используйте готовый образец.

Образец

Заявление на обучение с использованием дистанционных технологий (дистанционное обучение)

Ситуация
как применять Указ Президента от 25.03.2020 № 206 в условиях дистанционного обучения

Оповестите учителей и родителей, что неделя с 30.03.2020 по 03.04.2020 стала нерабочей. Поручите педагогам выдать детям задания на неделю вперед и проверить их выполнение после выходных.

Разместите объявление о нерабочей неделе на сайте школы, разошлите информацию родителям – по электронной почте, через родительские чаты.

Чтобы урегулировать трудовый вопросы, читайте рекомендацию «Как предоставить и оплатить нерабочую неделю по Указу Президента».

Ситуация
как составить расписание занятий при дистанционном обучении

Поручите учителям распланировать занятия по своему предмету. Распорядитесь, провести совещание учителей по параллелям, например, через Skype.

Педагоги должны определить количество электронных уроков для класса так, чтобы не нарушить санитарные требования. Общее время работы с компьютером за занятие не должно превышать: в 1–2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут (п. 10.18 СанПиН школы). В остальное время занятий надо предусмотреть другие формы работы: письменые, устные, творческие задания. Количество занятий с компьютером в течение учебного дня также зависит от класса: для 1–4-х классов – 1 урок, 5–8-х – 2 урока, 9–11-х – 3 урока (п. 4.2 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Поручите заместителю руководителя по УВР объединить совместные планы учителей в единое расписание. Утвердите его по правилам делопроизводства, которые приняты в школе. Разместите расписание на сайте, разошлите родителям и ученикам.

Ситуация
надо ли составлять расписание звонков на дистанционном обучении, в том числе во время карантина

Нет, не надо.

Звонки нужны в школе, чтобы дети легче привыкли к режиму уроков и перемен, а учителям было проще уследить за временем. В условиях дистанционного обучения больше ответственности возникает у учеников и родителей. Они должны самостоятельно придерживаться режима занятий, который им направила школа. Проследите, чтобы учителя проинформировали детей и родителей о расписании удаленных занятий. Его можно послать по электронной почте, через мессенджеры.

Ситуация
надо ли составлять отдельно положение о промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном обучении

Нет, не надо.

Если предусмотрели отдельные правила для промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте — положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение о дистанционном обучении. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут придраться и вынести предписание.

Какие ресурсы использовать для дистанционного обучения

Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы данных с учебной информацией, компьютерное оборудование и интернет.

Базы данных. Используйте возможности проекта «Российская электронная школа». На портале сформировали банк интерактивных уроков по всем предметам в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки от 09.06.2016 № 698). Размещают уроки по каждому предмету с 1-го по 11-й класс, учебные и тематические планы, упражнения и проверочные задания.

Чтобы получить доступ к интерактивным урокам или стать участником проекта, зарегистрируйтесь на сайте resh.edu.ru. Для работы с порталом применяйте Методические рекомендации Минпросвещения от 17.03.2020.

Пример
Электронные ресурсы для старшеклассников

Поручите учителям старших классов использовать ресурсы официальных сайтов по подготовке к ГИА. Например, «Решу ЕГЭ». На этих сайтах педагоги смогут сами создавать варианты заданий, отслеживать статистику выполнения и время, которое тратит каждый ученик на работу. Смотрите ниже образцы задания для 11-х классов, анализа выполнения и статистики класса.

Пример дистанционного задания по русскому языку для 11-х классов

Пример анализа выполненной работы по русскому языку

Пример классной статистики выполнения дистанционного задания​​

 

Пример
Рекомендованные платформы для дистанционного обучения от Минпросвещения

Министерство порекомендовало перечень ресурсов, которые подойдут для дистанционного обучения. С ними могут работать учителя на электронных уроках или ученики самостоятельно.

Ресурс

Описание

Российская электронная школа

Интерактивные уроки с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны.

Ресурс содержит тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Разместили дидактические и методические материалы по всем урокам

Московская электронная школа

Позволяет проверять ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, использовать материалы для подготовки к уроку. Содержит варианты контрольных и тестов.

В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений

Телеканал Мособртв

Первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира

Профориентационный портал «Билет в будущее»

Ресурс содержит видеоуроки для средней и старшей школы. Позволяет проводить тестирования и погружаться в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования

Сервис «Яндекс.Учебник»

Ресурс содержит более 35 тыс. заданий по русскому языку и математике разного уровня сложности для школьников 1 - 5-х классов. В числе возможностей - автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников

Сервис «ЯКласс»

Сервис позволяет проверять знания учеников. Учитель задает школьнику проверочную работу, ребенок заходит на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчет о том, как ученики справляются с заданиями

Образовательная платформа «Учи.ру»

Школьникам предлагают интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению.

В личных кабинетах пользователей есть чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс.

Электронные версии УМК от издательства «Просвещение»

Предоставили доступ к учебникам и специальным тренажерам для отработки и закрепления полученных знаний. Для работы с учебниками не нужен интернет

Система «Маркетплейс образовательных услуг»

В наполнение ресурса участвуют ведущие российские компании разного профиля: Яндекс, 1С, Учи.ру, Скайенг, Кодвардс, издательство «Просвещение» и другие

Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»

Представлено более 72 школьных олимпиад

Онлайн-платформа «Мои достижения»

Содержит широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным предметам и различным тематикам. Материалы разработали специалисты Московского центра качества образования

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»

Позволяет школьникам знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. В уроках используют образовательные программы в области цифровых технологий от Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Сбербанк, 1С.

Занятия проходят в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трех возрастных групп – учащихся младшей, средней и старшей школы

Платформы новой школы от Сбербанка

Ресурс позволяет сформировать персонифицированную образовательной траектории в школе

Курсы от образовательного фонда «Талант и успех» на платформе Сириус.Онлайн

Разместили дополнительные главы по геометрии для 7 - 9-х классов, по комбинаторике для 7-го класса, по лингвистике, фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны дополнительные главы по физике для 8-го и 9-го классов, а также по информатике.

Курсы подготовлены руководителями и ведущими преподавателями образовательных программ Центра «Сириус». Объем каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики, которые успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного центра «Сириус»

Если нет возможности пользоваться базами данных с готовым материалом, учителя могут разработать свой контент. Главное, чтобы доступ имели ученики. Можно использовать персональные сайты педагогов или образовательные платформы, на которых учителя размещают электронные уроки. При необходимости педагоги вправе воспользоваться возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skype, WhatsApp, Zoom. Программы позволяют проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписи.

Пример
Программы для дистанционного обучения и их возможности

Учителя могут использовать разные приложения и программы, чтобы организовать электронные уроки. Смотрите в таблице, какие возможности предоставляют разные ресурсы.

Ресурсы для проведения онлайн уроков

ПараметрыSkypeTwitchVKontakteYouTube

Instagram

Конференц-звонки+++
КомментарииУдобные справа от экрана трансляции, сохраняются в разделе «Комментарии»Неудобные в живой ленте на изображении, сохраняются в самом видео и в разделе «Комментарии»Удобные как в живой ленте, так и после окончания трансляции в разделе «Комментарии»Неудобные в живой ленте и сохраняются в режиме реального времени внутри самого видео
Сохранение трансляции/звонка+По желанию пользователя+По желанию пользователя
Демонстрация экрана+++

Компьютерное оборудование. Чтобы учиться дистанционно, каждый ученик должен иметь устройство для работы с цифровым контентом – компьютер или планшет, наушники или динамики, микрофон. Если учителю надо взаимодействовать с учеником дистанционно, он также должен иметь необходимое оборудование.

Пример оборудования для дистанционного обучения

Вид средства

Нужно учителю

Нужно ученику

Стационарный компьютер

+

+

Монитор

+

+

Клавиатура

+

+

Мышь

+

+

Общесистемные и прикладные программы: офисные для работы с документами разного формата

+

+

Микрофон

+

+

Стереонаушники

+

+

Веб-камера

+

+

Принтер

Вариативно

Вариативно

Сканер

Вариативно

Вариативно

Фотокамера цифровая

Вариативно

Вариативно

Программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами учащихся

Вариативно

Если у учеников нет дома компьютеров или планшетов, на которых они смогут обучаться дистанционно, выдайте школьные. Передавайте их родителю по акту или расписке. Составьте ее в свободной форме. Укажите, кому и когда выдали гаджет, запишите модель и срок, в течении которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку храните в школе.

Ситуация
как ввести дистанционное обучение, если у ученика нет дома компьютера, других гаджетов и интернета

Передавайте ученику задания на одну-две недели и после проверяйте выполненные работы за этот период.

Если ученик не имеет технической возможности участвовать в электронном обучении, увеличьте количество его самостоятельной работы. Поручите учителю давать задания на длительный срок, а потом их разом проверять и комментировать. Дополнительные разъяснения учитель может давать по телефону.

Если в школе есть гаджеты для обучения (ноутбук, планшет), а у ребенка - нет, выдайте ему устройства на дом.  Передайте устройство родителю по акту или расписке. Составьте ее в свободной форме. Укажите, кому и когда выдали гаджет, запишите модель и срок, в течении которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку храните в школе.

Ситуация
можно ли использовать соцсети для дистанционного обучения, например, Вконтакте, Инстаграм

Да, можно.

Минпросвещения разрешило использовать социальные сети, чтобы организовать дистанционое обучение, например «ВКонтакте». Она содержит групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это дает возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса (информация Минпросвещения от 18.03.2020). По аналогии используйте другие соцсети – Instagram, Facebook.

Как контролировать результаты дистанционного обучения

Учителя могут контролировать результаты обучения двумя способами: регулярно дистанционно или после того, как дети перейдут в очный режим обучения.

Если предусмотрели первый способ, проверьте, чтобы программное обеспечение для дистанционного обучения предусматривало идентификацию личности ученика и возможность отслеживать, соблюдает ли он условия выполнения задания. Это важно для объективной оценки результатов (п. 6 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816).

Поручите учителям заполнять журнал в обычном режиме. Во время дистанционного обучения надо делать об этом пометку в графе «Комментарии» или «Тема урока». Попросите выставлять оценки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.

Если педагоги выбрали второй способ, поручите отразить это в тематическом планировании рабочей программы. Надо предусмотреть, что после восстановления обычного режима обучения учитель отводит часть урока на проверку пройденного материала.

Минпросвещения рекомендует ежедневно контролировать, сколько учеников посетили электронные занятия, сколько заболели и не учатся. Если в школе сохранили урочную систему, то дополнительно учитывайте детей, которые пришли на уроки (п. 8 методических рекомендаций Минпросвещения от 20.03.2020). Ведите учет в электронном классном журнале или отдельном журнале посещений. Наример, для очных уроков предусмотрите обозначение «О», дистанционных – «Д», для заболевших учеников – «З». Поручите контролировать посещаемость заместителю директора по УВР.

Используйте чек-лист, чтобы проверить, готова ли школа ввести дистанционное обучение и не нарушить законодательство.

Скачать 

Поручите заместителю директора по УВР контролировать, как учителя взаимодействуют с родителями. При дистанционном обучении это особенно важно, потому что родители организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы он вовремя участвовал в учебном процессе. По сути, от родителей зависит, насколько ребенок сможет учиться дистанционно. Главное, чтобы учителя вовремя информировали родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Связываться с родителями можно любым удобным способом – по телефону, в мессенджерах, по электронной почте. Родитель должен быть в курсе всех деталей дистанционного обучения.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, соблюдать правила внутреннего распорядка школы и требования других локальных актов, которые в том числе устанавливают режим занятий и регламентируют образовательные отношения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Чтобы родителям было легче организовать условия обучения для ребенка, поделитесь с ними памятками от Минпросвещения. Их разработали специально для родителей и детей.

Ситуация
что делать, если родители отказываются организовывать для ребенка дистанционное обучение

Проведите с родителями беседу. Объясните, что дистанционка – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа вправе самостоятельно решить, когда применять дистанционные технологии. Родитель не участвует в выборе средств и способов обучения, но может высказать свое мнение. Поэтому школа не обязана брать с родителей заявление на дистанционное обучение, но делает это по рекомендации Минпросвещения (п. 4 методических рекомендаций Минпросвещения от 20.03.2020).

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, соблюдать правила внутреннего распорядка школы и требования других локальных актов, которые в том числе устанавливают режим занятий и регламентируют образовательные отношения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если родители не исполняют свои обязанности перед детьми, обратитесь в органы опеки и попечительства. Проинформируйте их о том, что родители не выполняют обязанности по образованию ребенка (п. 3 ст. 56 СК).

Ситуация
можно ли внеурочную деятельность реализовывать дистанционно​​​​

Да, можно.

Внеурочная деятельность – часть основной образовательной программы. Реализуйте ее дистанционно, также как и уроки. Используйте электронные образовательные платформы. Например, образовательную платформу «Учи.ру», профориентационный портал «Билет в будущее».

Внесите изменения в рабочие программы курсов и план внеурочной деятельности. Отразите новые темы и формы проведения дистанционных занятий.

Памятки по дистанционному обучению